Блог
Истории

Работа (с) головой: обсуждаем психологическое здоровье спортсмена

Интервью со спортивным психологом Екатериной Кожевниковой



Спортсмен = сверх человек


Рассуждая на тему спортсменов и их высоких достижений, мы рискуем попасть в ловушку: нам кажется, что атлет может выдерживать невозможный стресс, потому что он «супер-человек» без эмоций и деструктивных переживаний.

Точнее, всем участникам спортивной системы подготовки хочется, чтобы было именно так. Это желание обусловлено сбивающими с толку исследованиями о возможности селекции по принципу «стресс-устойчивости», а также повышенными требованиями к эффективности: хочется, чтобы спортсмен взял больше за меньшее время, с наименьшими усилиями со стороны тренера.
Таким образом упускается из виду простой факт: спортсмен остается живым человеком с животной системой стресс-регуляции. Его реакция на стресс часто приводит тренеров к замешательству и разочарованию.

Как этого не допустить и в полной мере реализовать природные задатки спортсмена мы узнали у специалиста в области психологической подготовки спортсменов РМОУ Елизаветы Кожевниковой.

«Проблема в том, что, когда разумный атлет с набором мета-когнитивных навыков цепенеет в момент стресса, он этого НЕ ОСОЗНАЁТ. И тренер сути этих процессов не осознает. Атлет внутри переживает какой-то свой блэк-аут, а тренер снаружи описывает случившееся как „подача не пошла, не повезло сегодня, гонка не получилась“. Неудивительно, что оба НЕ ИДУТ к специалисту»

Вопрос себе: уделяю ли я должное внимание психологическому состоянию молодого спортсмена?

Все средства хороши


В современную спортивную индустрию внедрена масса предрассудков: «чем раньше начнет, тем быстрее получит результат», «чем жестче тренер, тем дисциплинированнее атлет».
Однако у психики ребенка свои законы развития и функционирования. Форсированная нагрузка травмирует ребенка, навсегда фиксирует в нем неадекватные защитные реакции. Именно таким путем развиваются взрослые атлеты с прекрасно поставленным навыком, но в ситуации стресса реагирующие неадекватно. Они или неэффективны, или их карьеры быстро прерываются.
Если цель — развивать резерв, который будет побеждать и во взрослом спорте, то нужно уделить пристальное внимание тенденции ранней спортивной специализации и её эффектам.

«Взрослые потому не побеждают, что их форсировали в детстве, и у них сформировался набор поведенческих автоматизмов, блокирующих продуктивное исполнение. Человек вылетает из тренировочного или соревновательного задания и понимает это только потом, когда все кончено.»

Вопрос родителям: перегружает ли тренер моего ребенка, форсирует ли его подготовку?

Что делать?


Полная и всесторонняя реализация природных задатков и развитие максимального мастерства спортсмена могут быть обеспечены:
  • планомерной многолетней подготовкой без форсирования в детско-юношеском возрасте
  • повышенным вниманием к психологическому состоянию спортсмена
  • наращиванием профессиональных компетенций тренерского состава
  • зрелостью и вовлеченностью родителей в процесс спортивной подготовки

«Давайте перестанем насильственно увеличивать нагрузку детей в детстве; обратим внимание тренеров, атлетов, психологов на выявление ранних признаков дисрегуляции»

Практика


Спортсмену поможет ведение дневника самоконтроля в приложении МОЙ СПОРТ, где он будет честно фиксировать свои физические и психологические ощущения от тренировок. Тренер имеет доступ ко всем записям дневника и может оперативно корректировать программу в соответствии с состоянием спортсмена.

Уделяя большее внимание психическому состоянию спортсмена, мы снижаем токсичность спортивной среды, позволяем атлету раскрепощаться, больше рисковать и побеждать!