Вставай на лыжи в любое время года
Интервью со старшим тренером по лыжным гонкам Республики Чувашия о том, как тренируются лыжники летом
Совсем скоро зимний сезон закончится, мы решили расспросить тренера по лыжным гонкам, как тренируются юные лыжники в летних условиях. Что делать, когда снег растаял, а к следующему сезону нужно быть в отличной форме или вовсе ребёнок посмотрел соревнования и твёрдо заявил: «Хочу также!».
Юрий Михайлович Желтухин
Старший тренер по лыжным гонкам, Член правления Федерации лыжных гонок Чувашии
Своим опытом поделился
Первым делом скажу, что обычно спортивная подготовка лыжников начинается примерно с 10 лет. Поэтому дальше мы говорим больше именно о том, как тренируются дети в возрасте 10−14 лет.
Как выглядит тренировка юного лыжника летом
Отсутствие снега и мороза — не причина останавливать тренировочный процесс. Летом программа тренировок направлена как на улучшение техники лыжного движения, так и на развитие силы, выносливости, гибкости. В помощь — лыжероллеры. Давайте разбираться, как это всё работает.

Прежде всего стоит сказать, что дети в возрасте 10 лет должны больше играть. И именно в игровой форме развивать быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, независимо от того, какой вид спорта они выбрали. Играя в пионербол, футбол, волейбол и другие игры, выполняя общеразвивающие упражнения, дети в нескучной форме развивают смекалку и социализируются.
Поэтому когда 50% тренировок для детей начальной подготовки имеют игровую направленность, это означает, что вы выбрали хорошего тренера для своего ребёнка.
Параллельно с общеразвивающими упражнениями начинаются тренировки, направленные на специальную, можно сказать, профессиональную подготовку. Эти 50% тренировок касаются непосредственно освоения технических возможностей передвижения на лыжах. Я уверен, что в части технической подготовки детям очень важно видеть своими глазами пример тренера. Я использую в своей методике правило «Делай как я». То есть всё стараюсь показывать и просить детей повторить.
Когда мы приступаем к освоению лыжероллеров, мы начинаем с имитации на месте. Это позволяет детям изучить алгоритм движения рук и ног, попробовать сначала в устойчивом положении и только потом вставать на лыжероллеры, осваивать первоначальные движения на них. Первым на лыжероллеры встаю я, показываю особенности техники — как поймать и удерживать равновесие, движения рук и ног в сочетании, чтобы не падать с лыж. Это не только помогает свести к минимуму травматизм, но и наглядно обратить внимание на важные детали, например, как лучше придерживать себя палками и одновременно отталкиваться ими.
Тренировки на лыжероллерах позволяют не только закреплять технические возможности лыжника, но и на 60% обеспечивать полноценные тренировки в летнее время года, развивать специальную и общую выносливость, технику.
Прежде чем встать на лыжероллеры, необходимо обратить внимание на безопасность. Когда подключается движение, проверяем наличие шлема, очков, перчаток. Меры безопасности первостепенны.
Эта специальная техническая работа направлена именно на совершенствование техники лыжных ходов: правильное положение тела, координация движений и ритм.

Ещё летом обязательно нужно подключать лёгкие тренажёры, чтобы развивались плечевой пояс, корпус и руки. Допустим, берём резиновый эспандер и тянем его попеременным ходом, параллельно желательно делать имитацию лыжных ходов ногами, чтобы сложился правильный алгоритм движения.
Когда дети начинают тренироваться на лыжероллерах, тренеру важно обращать внимание, кто из юных спортсменов схватывает технику налету. Значит их природные данные и предрасположенность позволяют быстрее остальных усваивать материал, повторять правильно буквально после первых демонстраций техники движения. С такими лыжниками нужно сразу начинать работать по несколько усиленной программе, чтобы совершенствовать их технику каждый день. Например, если из группы в 10 человек трое ребят на второй же тренировке пошли коньковым ходом, значит у них хорошо развит вестибулярный аппарат, прекрасная координация движений поставлена с самого детства, это признак того, что можно добиться результатов в профессиональном спорте. В таком случае занятия в общем потоке могут их несколько затормозить и заглушить их интерес к тренировкам. А занятия по специальной/индивидуальной методике подготовки позволят осваивать всё новые и новые технические возможности, ход за ходом: попеременный двухшажный классический ход, одновременный бесшажный и одновременный одношажный классический ход, одновременный двухшажный коньковый или подъёмный ход и т.д.

Грамотному тренеру это позволяет не разделить группу спортсменов, а сформировать психологический рисунок тренировки, в который начинает включаться состязательный процесс. Ребята, которые ещё не освоили новую технику, смотрят за теми, кто уже ушёл чуть вперёд, и учатся в том числе и у них.
5
4
3
2
1
Летние тренировки должны длиться стандартные 1,5−2 часа и состоять из нескольких обязательных частей
Всё начинается с теоретической подготовки. Она занимает в среднем 10−15 минут. Внимание уделяется тому, чего вся группа хочет достичь за тренировку, то есть тренер ставит детям понятные цели и задачи.
Затем разминка — подготовка мышц, а также эмоциональная настройка на физическую работу.
Далее основная циклическая работа, начиная с технической подготовки — непосредственно изучение правильных движений и их отработка.
В финале подведение итогов тренировки. Необходим как минимум поверхностный анализ тренировки с каждым из спортсменов. Детям он помогает сфокусироваться на самом главном, допустим, обратить внимание, кто как держит спинку, ноги и кому над чем нужно будет ещё поработать.
Последний этап может превратиться в некую домашнюю работу для спортсмена. Например, вечером ребёнок может выйти на улицу и повторить какие-то несложные задания, упражнения. Или выполнять имитацию лыжных ходов перед зеркалом на месте. Это помогает юному атлету самому начинать замечать изменения, исправлять погрешности, видеть первые положительные результаты и вдохновляться на новые достижения.
Ставим цели и задачи тренировки
Разминка
Работа
Закрепление материала
Итоги тренировки
Интересный факт!
В соревнованиях по лыжероллерам профессиональные спортсмены могут развивать очень высокие скорости, например, в спринте на коротких дистанциях скорость может достигать более 40−50 км/ч в зависимости от уровня подготовки и условий трассы.
Как организовать летние тренировки для ребёнка?
Лучше всего для «профессиональной» подготовки летом подойдет спортивный лагерь.

В лагере поддерживается отличная дисциплина, в которой ребёнок не отвлекается на домашние дела, на родителей. Ему в разы легче соблюдать режим дня: подготовка к тренировке, тренировка, необходимый отдых.
Также в лагере под надзором опытного наставника тренировочный план обязательно будет включать в себя разные виды активностей, такие как например, бег, велосипед, плавание или гребля, чтобы разнообразить нагрузку и развивать общую физическую подготовку. В безопасной и контролируемой среде ребёнок может заниматься физической активностью без риска получения травм.
В целом когда условия, режим и форматы времяпрепровождения ограничены, тренер может контролировать ребёнка и это очень помогает в эффективной реализации методики подготовки. Бонус, что в лагере дети взаимодействуют с другими детьми, обучаются сотрудничеству, развивают навыки коммуникации и учатся работать в команде. Это помогает им стать более общительными и самостоятельными.
Ехать в лагерь лучше всего на 3 недели. 21 день — идеальный период спортивной смены, после которого обязательно нужна неделя отдыха дома, которая будет насыщена общением с родителями и друзьями, хобби, вкусной едой. Для ребёнка этого времени достаточно, чтобы он вернулся к тренировкам «голодным» до спорта.
Как ещё помочь юному спортсмену влюбиться в спорт и лыжи?
Быть для него примером
Например, я до сих пор бегаю ветеранские забеги, сам всё показываю спортсменам на тренировках, а не просто умно рассказываю. Детям интересно следить за старшими, юные спортсмены любят, когда тренер выполняет всё профессионально и красиво, тогда сначала они хотят быть похожими именно на него. Ведь в самой технике они пока не понимают тонкостей, но уже выбирают модель для подражания, на кого хотят ориентироваться. Дети «влюбляются» сначала в тренера, а потом в вид спорта. И в этом большая ценность.
Помогать замечать результаты
Для этого советую использовать дневник самоконтроля. Детей 10−14 лет важно приучить к ведению такого дневника, чтобы спортсмен учился учитывать свое самочувствие, следить за работоспособностью, сердцебиением, состоянием, ощущениями недомогания. Ведение дневника самоконтроля в первую очередь дисциплинирует ребёнка.

А во-вторых, благодаря дневнику молодой спортсмен может сравнить свои показатели с прошлым годом. Допустим, у нас, лыжников: «Сколько я пробежал за июнь в прошлом году?» Если знаю объём, могу ставить новую понятную цель, например, в этом году пробегу на 50 км больше за месяц. Это помогает отслеживать прогресс, свою форму и состояние, учит строить маршруты к достижению целей. Допустим, анализировать, какой общий объём циклической работы я выполнил за весь год, это и бег, и имитации, и лыжероллеры, и спортивная ходьба. Достижение спортсменом, например, к 14 годам объёма в 3 500 — 4 000 км за сезон является одним из главных факторов для получения первого спортивного разряда.
Кстати
приложение «Мой спорт Спортсмен» позволяет вести дневник самоконтроля в электронном виде. Это быстрее и удобнее, а результаты наблюдений за своим прогрессом всегда под рукой в смартфоне. Как вести дневник самоконтроля, чтобы это было точно на пользу, можно почитать здесь.
Как тренер, хочу сказать, что самое главное в занятиях — это привить, дать ребёнку возможность буквально впитать любовь к спорту и активному образу жизни. Чтобы он с детства понял, что спорт — это образ жизни и продолжал им заниматься всегда.

Необязательно становиться чемпионом, важно любить спорт.
Понравилась ли вам эта статья?
комментарии
В споре рождается истина! Поделитесь своим мнением
О чём ещё рассказать?